Аннотация
В статье раскрыты основные причины речевых нарушений, как должна развиваться речь ребенка и что считать нормой, рассмотрены основные направления предупреждения речевых нарушений.
Ключевые слова: причины речевых нарушений, онтогенез речевого развития, устранение речевых расстройств.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет.
Причин здесь может быть множество. Приведу основные:
1.Биологическая (органическая) основа.
- Внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
2. Социально-педагогические факторы.
- Ограничение двигательной активности. Ребенок не получает необходимой для формирования мозга сенсорной стимуляции, что приводит к ограничению его возможностей. Ведь ограничение двигательной активности может стать препятствием для развития интеллекта, в том числе и речевого развития.
- Перестимуляция зрительной информацией. Уже в раннем возрасте ребенок начинает смотреть телевизор, играть в планшеты. Ребенок получает воздействие на мозг в виде неконтролируемого потока зрительной информации. В этой ситуации малышу не нужно мыслить, проговаривая про себя внутренний монолог — он получает готовую информацию.
- Невостребованность речи (неразвитость культуры общения в семье).
- Педагогическая запущенность.
- Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
- Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.
- Характер детской пищи. Морковку, яблоко и мясо, которые нужно было грызть и жевать, заменило пюре из банок, которое нужно только глотать. Впоследствии это приводит к слабости артикуляционного аппарата ребенка и нарушению развития речи.
Нормальное развитие речи у детей
Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?
* В 2-3 месяца появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у".
* К 6-ти месяцам появляется лепет. Лепет – как правило, сочетание согласных+гласных (ма-ма, ба-ба, та-та). На этом этапе формируется механизм слогообразования. Если гуление не перешло в лепет или Вы заметили позднее начало лепета (после 8-ми месяцев), родителям стоит забеспокоиться. Это может указывать на алалию, может быть признак ДЦП, интеллектуальной недостаточности или аутизма.
* В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам — «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай мяч», «пойдем спать», «диван», «чашка».
* В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.
* В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных — «мяу», «гав-гав», «би-би» и т. д.
* К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.
Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:
- В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
- В 9 месяцев не лепечет.
- В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
- В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
- В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков, мультиков или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.
Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к специалистам. Это невропатолог, психиатр, дефектолог, логопед или психолог.
Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.
- Лекарственная терапия.
Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.
- Физиолечение.
Эффективным является физиотерапия, которая включает: лазерною терапию, магнитную терапию, электростимуляцию, рефлексотерапию, логопедический массаж.
- Кинезиотерапия.
Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия помогают преодолевать патологические синкинезии, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
- Логопедическая помощь.
- Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, гимнастика).
Известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В наше время выяснилось, что не только ум! Учёными неоспоримо доказано, что активные пальчиковые упражнения стимулируют: пространственное мышление ребёнка, его воображение, внимание, память, умственные и творческие способности.
Наилучшие результаты достигаются при комбинировании пальчиковых упражнений со стихотворными текстами.
Благодаря объединению гимнастики для пальчиков с проговариванием стихов, многократно усиливается положительный эффект от занятий. Охват моторной зоны возрастает до половины!
- Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).
Если ваш ребенок еще мал, то в этом случае мы используем нетрадиционные способы. Например, слизывание варенья или йогурта с блюдца, или двигать языком шарик по натянутой веревочке. Если ребенок способен выполнять упражнения перед зеркалом, то мы используем традиционную артикуляционную гимнастику.
- Развитие речевого и физиологического дыхания.
Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности потока речи.
- Коррекция звукопроизношения.
Данное направление логопедической работы, направленно на формирование правильного (нормативного) произношения фонем.
- Развития фонематических процессов.
Фонематический слух - это способность различать, узнавать и выделять звуки речи. Недоразвитие фонематических процессов тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. А также приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе
- Развитие речевой коммуникации.
Развитие речевой коммуникации включает в себя обогащение словаря, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.
В заключении хочется отметить, что только комплексный подход поможет справиться с речевыми нарушениями, и тогда ваш ребенок будет здоров, успешен и талантлив.
Список использованной литературы:
1. Бадалян, Л. О. Детская неврология / О. Л. Бадалян. - М.: Медицина, 1984. – 572 с.
2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 472 с.
3. Ефимов О.И., Ефимова В.Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи. – М-СПб.: «ДИЛЯ», 2013. – 224с.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
5. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов: Феникс, 2004. – 224 с.
6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 144 c.
7. Правдина, О. В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / О.В. Правдина.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
8. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А.Смирнова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007, - 320 с.
9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1980. – 240с. – ил.