ЛогоЛена.Ру - личный сайт логопеда Левиной Елены

«Правильная, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие».

Аннотация

В статье раскрыты основные причины речевых нарушений, как должна развиваться речь ребенка и что считать нормой, рассмотрены основные направления предупреждения речевых нарушений.

Ключевые слова: причины речевых нарушений, онтогенез речевого развития, устранение речевых расстройств.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет.

Причин здесь может быть множество. Приведу основные:

1.Биологическая (органическая) основа.

  • Внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

2. Социально-педагогические факторы.

  • Ограничение двигательной активности. Ребенок не получает необходимой для формирования мозга сенсорной стимуляции, что приводит к ограничению его возможностей. Ведь ограничение двигательной активности может стать препятствием для развития интеллекта, в том  числе и речевого развития.
  • Перестимуляция зрительной информацией. Уже в раннем возрасте ребенок начинает смотреть телевизор, играть в планшеты. Ребенок получает воздействие на мозг в виде неконтролируемого потока зрительной информации. В этой ситуации малышу не нужно мыслить, проговаривая про себя внутренний монолог — он получает готовую информацию.
  • Невостребованность речи (неразвитость культуры общения в семье).
  • Педагогическая запущенность.
  • Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
  • Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.
  • Характер детской пищи. Морковку, яблоко и  мясо, которые нужно было грызть и жевать, заменило пюре из банок, которое нужно только глотать. Впоследствии это приводит к слабости артикуляционного аппарата ребенка и нарушению развития речи.

 

Нормальное развитие речи у детей

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

 

* В 2-3 месяца появляется гуление.  Гуление  – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у".

* К 6-ти месяцам  появляется лепет. Лепет – как правило, сочетание согласных+гласных (ма-ма, ба-ба, та-та). На этом этапе формируется механизм слогообразования. Если гуление не перешло в лепет или Вы заметили позднее начало лепета (после 8-ми месяцев), родителям стоит забеспокоиться. Это может указывать на алалию, может быть  признак  ДЦП, интеллектуальной недостаточности или  аутизма.

* В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам — «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай мяч», «пойдем спать», «диван», «чашка».

* В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.

* В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных — «мяу», «гав-гав», «би-би» и т. д.

  К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
  • В 9 месяцев не лепечет.
  • В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
  • В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков, мультиков или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к  специалистам. Это невропатолог, психиатр, дефектолог, логопед или психолог.

Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

  • Лекарственная терапия.

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

  • Физиолечение.

Эффективным является физиотерапия, которая включает: лазерною терапию, магнитную терапию, электростимуляцию, рефлексотерапию, логопедический массаж.

  • Кинезиотерапия.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия помогают преодолевать патологические синкинезии, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

  • Логопедическая помощь.

- Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, гимнастика).

Известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В наше время выяснилось, что не только ум! Учёными неоспоримо доказано, что активные пальчиковые упражнения стимулируют: пространственное мышление ребёнка, его воображение, внимание, память, умственные и творческие способности.

Наилучшие результаты достигаются при комбинировании  пальчиковых упражнений  со стихотворными текстами.

Благодаря объединению гимнастики для пальчиков с проговариванием  стихов, многократно усиливается положительный эффект от занятий. Охват моторной зоны возрастает до половины!

- Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).

Если ваш ребенок еще мал, то в этом случае мы используем нетрадиционные способы. Например, слизывание варенья или йогурта с блюдца, или двигать языком шарик по натянутой  веревочке. Если ребенок способен выполнять упражнения перед зеркалом, то мы используем традиционную артикуляционную гимнастику.

- Развитие речевого и физиологического дыхания.

Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности потока речи.

- Коррекция звукопроизношения.

Данное направление логопедической работы, направленно на формирование правильного (нормативного) произношения фонем.

- Развития фонематических процессов.

Фонематический слух - это способность различать, узнавать и выделять  звуки речи. Недоразвитие фонематических процессов тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. А также приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе

- Развитие речевой коммуникации.

Развитие речевой коммуникации включает в себя обогащение словаря, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

 

В заключении хочется отметить, что только комплексный подход поможет справиться с речевыми нарушениями,  и тогда ваш  ребенок будет  здоров, успешен  и талантлив.

 

Список использованной литературы:

1.      Бадалян, Л. О.  Детская неврология / О. Л. Бадалян. - М.: Медицина, 1984. – 572 с.

2.      Гвоздев, А.Н.  Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2007. – 472 с.

3.      Ефимов О.И., Ефимова В.Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи. – М-СПб.: «ДИЛЯ», 2013. – 224с.

4.      Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.

5.      Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной  речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов: Феникс, 2004. – 224 с.

6.      Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 144 c.

7.      Правдина, О. В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / О.В. Правдина.- 2-е изд., испр. и доп. - М.:  Просвещение, 1973. - 272 с.

8.      Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи  у  дошкольников  с  ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А.Смирнова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007, - 320 с.

9.      Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1980. – 240с. – ил.