Основные методики работы с речевыми нарушениями.
Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия.
Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организованной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.
В своих занятиях использую разнообразные методики преодоления речевых нарушений.
Методика М.Ф.Фомичёвой «Воспитание у детей правильного произношения». Методика коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения. Методика направлена на развитие всех компонентов системы звукопроизношения и обеспечения успешного формирования речевого дыхания, слухового внимания, развития силы голоса, развития высоты голоса и т.п. Методика содержит игровые упражнения на воспитание навыков правильного произношения всех звуков речи, в том числе и поздно формирующихся, сложных звуков. Система работы по различению свистящих и шипящих звуков, соноров, аффрикат и т.д. Методика учитывает психологию ребёнка и помогает специалисту через образное восприятие и мышление сформировать у ребёнка правильные артикуляционные уклады и автоматизировать поставленные звуки.
Методика Т. А. Ткаченко «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет»
Методика предусматривает развитие грамматического строя речи и развитие фразовой речи от простого к сложному. Упражнения в увлекательной игровой форме побуждают детей расширить свой словарный запас, навыки словообразования, развитие употребления глаголов с различными приставками, образование прилагательных от существительных, применения синонимов, антонимов, образование сложно сочинённых и сложно подчинённых предложений. Образование и использование предложнопадежных конструкций. Методика нацелена на повышение навыков планирования речевого высказывания и совершенствования уровня развития связной речи.
Методика Т.Н.Новиковой-Иванцовой.
Эта методика формирования языковой системы (МФЯС) для неговорящих детей. Используется в работе с различными видами речевой задержки, такими как: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна. Основной стержень МФЯС - опора на онтогенетический принцип развития речи и отработка-формирование языковых кодов. Началом начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания и разворачивания мысли. Это работа над ритмом, темпом и интонацией, а проще говоря, это работа с лепетом. Неговорящий ребёнок должен сначала пройти этапы гуления и лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своим этапами (воспроизвести речевой онтогенез).
Методика «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А. Каше. Коррекционная методика, основанная на аналитико-синтетическом принципе обучения грамоте для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Методика предусматривает развитие артикуляционных навыков , фонематического восприятия и анализа собственных кинестетических ощущений, и на основании этого, формирование анализа и синтеза звукового состава речи. Методика нацелена на упрочение у детей способности к различению твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, оппозиционных гласных. В методике предусмотрен принцип одновременного уточнения правильного произношения трудных звуков и обучение чтению. Одновременно, методика предусматривает упражнения, направленные на уточнение и расширение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи и связного высказывания. В методике используются игровые приёмы и упражнения.
На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи должно активно сочетаться с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, кинезиотерапия.