ЛогоЛена.Ру - личный сайт логопеда Левиной Елены

«Правильная, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие».

РЕЧЕВЫЕ  НАРУШЕНИЯ

 

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое развитие индивида.

С какими нарушениями речи мы можем столкнуться?

  Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

1 уровень

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

2 уровень

У детей появляется фразовая речь, но она еще остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь беден и не соответствует возрасту, но в спонтанной речи отмечаются уже различные лексико- грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения. Некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные только со знакомыми явлениями окружающего мира. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

3 уровень

Этот уровень характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная  сформированность ряда грамматических форм и категорий языка.  В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение: дети не различают на слух и в произношении близкие звуки. Искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

 

Фонематическое недоразвитие речи (ФНР) - нарушение процессов восприятия фонем родного языка вследствии недостаточной  сформированности фонематического слуха. Это приводит к тому, что дети  недостаточно четко овладевают звуковым составом слова.

Особенности речи детей с фонематическим  недоразвитием  речи  ФНР.

Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются в замене при произношении  одного звука другим и смешении звуков. Так же встречаются и нарушения произношения слоговой структуры слова: пропуски слогов, добавления, перестановки…

         

   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем.

Особенности речи детей с ФФНР

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков; замены группы звуков диффузной артикуляцией; нестойкое употребление звуков в речи; искаженное произношение одного или нескольких звуков.

       Несформированность фонематического восприятия выражается в: затруднении узнавания определенного звука в ряде других звуков ; затруднении подбора слов на заданный звук; неопределении позиции звука в слове (в начале слова, в середине, в конце); нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава слова.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных («скатерть» - заменяют на «катеть»).

    Так же наблюдается: общая «смазанность» речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

 

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении.

Особенности детей, страдающих дислалией

При функциональной дислалии (без органических нарушений) наблюдаются замены, смешения, искажения звуков в произносительной стороне речи. Важно отметить, что при этой форме дислалии может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков.

 При механической (органической) дислалии, когда есть отклонения в строении периферического речевого аппарата - зубов, челюстей, языка, неба, может страдать группа звуков.

   Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Характеризуется голосовыми, просодическими и артикуляционными дефектами.

Особенности речи детей с дизартрией

У детей с дизартрией наблюдается ограниченность движений органов артикуляции, нарушение динамики движений - затягивается переключение одной артикуляционной позы на другую, повышенная истощаемость артикуляционных движений( их точность нарушается, координация, дифференциация), нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры (возможны : гиперкинез- насильственные движения, тремор, синкинезии - содружественные непроизвольные движения, в процессе говорения и покоя наблюдается саливация). Речь прерывистая, не четкая.

 Алалия - это полное отсутствие или  недоразвитие речи у детей при нормальном интеллекте и слухе.  Алалия - это нарушение, связанное с поражением головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка, которое проявляется отсутствием способности к разговору.

        Выделяют сенсорную и моторную алалию. Иногда заболевание может иметь признаки обоих типов.

Особенности речи детей с сенсорной алалией

При сенсорной алалии дети не понимают смысла речи взрослых или понимают ее не полностью. Такие малыши могут говорить достаточно хорошо и много, но чаще всего они просто повторяют слова, произносимые другими людьми. Их собственная речь представляет  набор несвязных слов. К примеру, ребенок может говорить не «мама варит кашу», а «мама, каша, варить». Зачастую такие дети составляют слова из слогов совершенно разных слов. Малыши могут проговаривать не слово целиком, а только его первый слог или даже окончание. При общении такие дети часто используют мимику, жесты.

       Сенсорный тип алалии достаточно опасен. Он приводит к задержке развития личности. Такие дети очень трудно социализируются. У них возникают непреодолимые трудности в общении. Им сложно удержать свое внимание, сконцентрировать его на чем-то одном.

    Особенности речи детей с моторной алалией

Моторная алалия встречается чаще, чем сенсорная. В данном случае у детей очень сильно страдает координация движений. Такие малыши неповоротливы, малоактивны. В некоторых случаях наблюдается гиперактивность. Нередко им сложно застегнуть пуговицы на одежде, завязать шнурки, сложить пазл, мозаику.

       Обязательный атрибут моторной алалии - грубое нарушение слоговой структуры. Длина слоговой цепочки, которую способен порождать и моторно воспроизводить ребенок, крайне ограничена и растет очень медленно.

       При моторной алалии словарный запас ребенка очень сильно ограничен. В большинстве случаев в речи преобладают существительные в именительном падеже. При помощи этих слов малыш и пытается выразить все свои мысли. Такие дети с трудом строят предложения. Если им это удается, такие предложения состоят из 2- 3 слов.

 

Заикание - нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Особенности детей, страдающих заиканием

В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. Проявление заикания связано с тем, что детей начинает затруднять построение речи.  При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь их изобилует вставными словами и звуками: « ну», « вот», « как его», « и», « э» и др. Часто заикание сопровождается клоническими, тоническими или смешанными судорогами и сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием рук, постукиванием пальцами и др.) Страх речи в дошкольном возрасте наблюдается редко.

 

          ВАЖНО. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

 

Список использованной литературы:

1. Гвоздев, А.Н.  Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2007. – 472 с.

2. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с.

3. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. – Ростон н/Д.: Феникс, 2009. – 173с.: ил.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1980. – 240с.: ил.

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение. 1960. - 327с.