НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Нарушения в речи ребенка - довольно часто встречающийся факт. И хотя исправить речь можно в любом возрасте, все же наиболее благоприятным периодом для решения этой проблемы является дошкольный возраст.
В своей профессиональной деятельности я использую следующие направления работы:
- диагностическая работа (выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи);
- коррекционно-развивающая работа (работа направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных логопедических занятий, которые способствуют формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков, а также привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства);
- консультативная работа (направлена на информирование родителей о состоянии речи ребенка, ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия, консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения, ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях );
- информационно–просветительская работа (включает в себя различные формы просветительской деятельности: родительские собрания, информационные стенды, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, проведение мастер-классов).
Диагностическая работа
Перед проведением занятий логопед проводит консультацию (диагностику) с целью определения проблем, над которыми в последующем будет проводиться коррекционная работа.
Обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
• артикуляционная моторика (подвижность органов речи);
• мелкая моторика рук;
• произносительная сторона;
• фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез);
• словарь;
• грамматический строй речи;
• связная речь;
• письменная речь (письменные работы приносятся родителями);
• чтение.
Коррекционно-развивающая работа
Логопедическое занятие длится от 15 до 25 минут у дошкольников , 50 минут у младших школьников и, в зависимости от возраста, включает следующие направления:
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного и слухового внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
-развитие пространственных представлений и ориентации.
2. Развитие произвольной моторики пальцев рук (совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук).
3. Развитие моторики речевого аппарата (совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата).
4. Развитие физиологического дыхания с помощью специальных упражнений (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
5. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа (обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове).
6. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи (расширение, закрепление и уточнения словаря по лексическим темам, развитие функций словоизменения и словообразования).
7. Коррекция дисграфии (развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы, письменные упражнения).