ЛогоЛена.Ру - личный сайт логопеда Левиной Елены

«Правильная, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие».

Направления работы

В каких направлениях я работаю

Виды речевых нарушений

Этиология речевых нарушений

Коррекция речевых нарушений

Основные методики работы с речевыми нарушениями

Методическая копилка

Конспекты занятий

Профессия - логопед. Кому и когда нужна помощь логопеда ... и только ли постановкой звуков занимается логопед. В каком возврате еще не поздно обратиться к логопеду. Кто основной помощник логопеда

логопед делится своми наблюдениями из реальной работы с детьми и их родителями

Основные методики работы с речевыми нарушениями.

          Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия.

          Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

          В своих занятиях использую  разнообразные методики преодоления речевых нарушений. 

Методика М.Ф.Фомичёвой  «Воспитание у детей правильного произношения». Методика коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения. Методика направлена на развитие всех компонентов системы звукопроизношения и обеспечения успешного формирования речевого дыхания, слухового внимания, развития силы голоса, развития высоты голоса и т.п. Методика содержит игровые упражнения на воспитание навыков правильного произношения всех звуков речи, в том числе и поздно формирующихся, сложных звуков. Система работы по различению свистящих и шипящих звуков, соноров, аффрикат и т.д. Методика учитывает психологию ребёнка и помогает специалисту  через образное восприятие и мышление сформировать у ребёнка правильные артикуляционные уклады и автоматизировать поставленные звуки.

Методика Т. А. Ткаченко «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет»

Методика предусматривает развитие грамматического строя речи и развитие фразовой речи от простого к сложному. Упражнения в увлекательной игровой форме побуждают детей расширить свой словарный запас, навыки словообразования, развитие употребления глаголов с различными приставками, образование прилагательных от существительных, применения синонимов, антонимов, образование сложно сочинённых и сложно подчинённых предложений. Образование и использование предложнопадежных конструкций. Методика нацелена на повышение навыков планирования речевого высказывания и совершенствования  уровня развития связной речи.

Методика Т.Н.Новиковой-Иванцовой.

 Эта методика формирования языковой системы (МФЯС)  для неговорящих детей. Используется в работе с различными видами речевой задержки, такими как: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна. Основной стержень МФЯС - опора  на онтогенетический принцип развития речи и отработка-формирование языковых кодов. Началом начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания и разворачивания мысли. Это работа над ритмом, темпом и интонацией, а проще говоря, это работа с лепетом. Неговорящий ребёнок должен сначала пройти этапы гуления и лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своим этапами (воспроизвести речевой онтогенез).

Методика «Подготовка к школе  детей с недостатками речи» Г.А. Каше. Коррекционная методика, основанная на аналитико-синтетическом принципе обучения грамоте для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Методика предусматривает развитие артикуляционных навыков , фонематического восприятия и анализа собственных кинестетических ощущений, и на основании этого, формирование анализа и синтеза звукового состава речи. Методика нацелена на упрочение у детей способности к различению твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, оппозиционных гласных. В методике предусмотрен принцип одновременного уточнения правильного произношения трудных звуков  и обучение чтению. Одновременно, методика предусматривает упражнения, направленные на уточнение и расширение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи и связного высказывания. В методике используются игровые приёмы и упражнения.

На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи должно активно сочетаться с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, кинезиотерапия.

РЕЧЕВЫЕ  НАРУШЕНИЯ

 

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое развитие индивида.

С какими нарушениями речи мы можем столкнуться?

  Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

1 уровень

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

2 уровень

У детей появляется фразовая речь, но она еще остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь беден и не соответствует возрасту, но в спонтанной речи отмечаются уже различные лексико- грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения. Некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные только со знакомыми явлениями окружающего мира. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

3 уровень

Этот уровень характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная  сформированность ряда грамматических форм и категорий языка.  В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение: дети не различают на слух и в произношении близкие звуки. Искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

 

Фонематическое недоразвитие речи (ФНР) - нарушение процессов восприятия фонем родного языка вследствии недостаточной  сформированности фонематического слуха. Это приводит к тому, что дети  недостаточно четко овладевают звуковым составом слова.

Особенности речи детей с фонематическим  недоразвитием  речи  ФНР.

Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются в замене при произношении  одного звука другим и смешении звуков. Так же встречаются и нарушения произношения слоговой структуры слова: пропуски слогов, добавления, перестановки…

         

   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем.

Особенности речи детей с ФФНР

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков; замены группы звуков диффузной артикуляцией; нестойкое употребление звуков в речи; искаженное произношение одного или нескольких звуков.

       Несформированность фонематического восприятия выражается в: затруднении узнавания определенного звука в ряде других звуков ; затруднении подбора слов на заданный звук; неопределении позиции звука в слове (в начале слова, в середине, в конце); нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава слова.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных («скатерть» - заменяют на «катеть»).

    Так же наблюдается: общая «смазанность» речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

 

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении.

Особенности детей, страдающих дислалией

При функциональной дислалии (без органических нарушений) наблюдаются замены, смешения, искажения звуков в произносительной стороне речи. Важно отметить, что при этой форме дислалии может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков.

 При механической (органической) дислалии, когда есть отклонения в строении периферического речевого аппарата - зубов, челюстей, языка, неба, может страдать группа звуков.

   Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Характеризуется голосовыми, просодическими и артикуляционными дефектами.

Особенности речи детей с дизартрией

У детей с дизартрией наблюдается ограниченность движений органов артикуляции, нарушение динамики движений - затягивается переключение одной артикуляционной позы на другую, повышенная истощаемость артикуляционных движений( их точность нарушается, координация, дифференциация), нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры (возможны : гиперкинез- насильственные движения, тремор, синкинезии - содружественные непроизвольные движения, в процессе говорения и покоя наблюдается саливация). Речь прерывистая, не четкая.

 Алалия - это полное отсутствие или  недоразвитие речи у детей при нормальном интеллекте и слухе.  Алалия - это нарушение, связанное с поражением головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка, которое проявляется отсутствием способности к разговору.

        Выделяют сенсорную и моторную алалию. Иногда заболевание может иметь признаки обоих типов.

Особенности речи детей с сенсорной алалией

При сенсорной алалии дети не понимают смысла речи взрослых или понимают ее не полностью. Такие малыши могут говорить достаточно хорошо и много, но чаще всего они просто повторяют слова, произносимые другими людьми. Их собственная речь представляет  набор несвязных слов. К примеру, ребенок может говорить не «мама варит кашу», а «мама, каша, варить». Зачастую такие дети составляют слова из слогов совершенно разных слов. Малыши могут проговаривать не слово целиком, а только его первый слог или даже окончание. При общении такие дети часто используют мимику, жесты.

       Сенсорный тип алалии достаточно опасен. Он приводит к задержке развития личности. Такие дети очень трудно социализируются. У них возникают непреодолимые трудности в общении. Им сложно удержать свое внимание, сконцентрировать его на чем-то одном.

    Особенности речи детей с моторной алалией

Моторная алалия встречается чаще, чем сенсорная. В данном случае у детей очень сильно страдает координация движений. Такие малыши неповоротливы, малоактивны. В некоторых случаях наблюдается гиперактивность. Нередко им сложно застегнуть пуговицы на одежде, завязать шнурки, сложить пазл, мозаику.

       Обязательный атрибут моторной алалии - грубое нарушение слоговой структуры. Длина слоговой цепочки, которую способен порождать и моторно воспроизводить ребенок, крайне ограничена и растет очень медленно.

       При моторной алалии словарный запас ребенка очень сильно ограничен. В большинстве случаев в речи преобладают существительные в именительном падеже. При помощи этих слов малыш и пытается выразить все свои мысли. Такие дети с трудом строят предложения. Если им это удается, такие предложения состоят из 2- 3 слов.

 

Заикание - нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Особенности детей, страдающих заиканием

В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. Проявление заикания связано с тем, что детей начинает затруднять построение речи.  При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь их изобилует вставными словами и звуками: « ну», « вот», « как его», « и», « э» и др. Часто заикание сопровождается клоническими, тоническими или смешанными судорогами и сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием рук, постукиванием пальцами и др.) Страх речи в дошкольном возрасте наблюдается редко.

 

          ВАЖНО. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

 

Список использованной литературы:

1. Гвоздев, А.Н.  Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2007. – 472 с.

2. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с.

3. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. – Ростон н/Д.: Феникс, 2009. – 173с.: ил.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1980. – 240с.: ил.

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение. 1960. - 327с.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

 Нарушения в речи ребенка - довольно часто встречающийся факт. И хотя исправить речь можно в любом возрасте, все же наиболее благоприятным периодом для решения этой проблемы является дошкольный возраст.

 В своей профессиональной деятельности я использую следующие направления работы:

 - диагностическая работа  (выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи);

 - коррекционно-развивающая работа  (работа направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных логопедических занятий, которые способствуют формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков, а также привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства);

 - консультативная работа (направлена на информирование  родителей о состоянии речи ребенка, ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия, консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения, ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях );

 - информационно–просветительская работа  (включает в себя различные формы просветительской деятельности: родительские собрания, информационные стенды, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, проведение мастер-классов).

 

Диагностическая работа

Перед проведением занятий логопед проводит консультацию (диагностику) с целью определения проблем,  над которыми в последующем будет проводиться коррекционная работа. 

Обследование состояния речи   ребенка по следующим направлениям:

         артикуляционная моторика (подвижность органов речи);

         мелкая моторика рук;

         произносительная сторона;

         фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез);

         словарь;

         грамматический строй речи;

         связная речь;

         письменная речь (письменные работы приносятся родителями);

         чтение.

 Коррекционно-развивающая работа

      Логопедическое занятие длится от 15 до 25 минут у дошкольников ,  50 минут у младших школьников и, в зависимости от возраста, включает следующие направления:

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-развитие зрительного и слухового внимания;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

-развитие пространственных представлений и ориентации.

2. Развитие произвольной моторики пальцев рук (совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук).

3. Развитие моторики речевого аппарата (совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата).

4. Развитие физиологического дыхания с помощью специальных упражнений (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).

5. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа (обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове).

6. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи (расширение, закрепление и уточнения словаря по лексическим темам, развитие функций словоизменения и словообразования).

7. Коррекция дисграфии (развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы, письменные упражнения).

 

Мастер-класс для родителей

«Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами»

скачать презентацию можно по данной ссылке


Цель:  Познакомить родителей с основными упражнениями традиционной артикуляционной гимнастики и нетрадиционными упражнениями для совершенствования артикуляционной моторики  ребенка в домашних условиях.

 

Задачи:

  -  активизировать  знания  родителей  о  значимости  развития  моторики артикуляционного аппарата;

  -  сформировать  представление  о  правильном  выполнении  артикуляционных упражнений;

   - обучать  игровым  приемам  развития  подвижности  и  координации  органов артикуляции при помощи традиционных упражнений  и  нетрадиционных;

   - познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

  -  расширять  уровень  включенности  родителей  в  работу с детьми.

 

Оборудование: индивидуальные зеркала, бумажные салфетки, бусина 2-3 см, пробка  от бутылки, стерильный бинт 25-30 см,  чайная ложка,  вода, конфета «Чупа-чупс»,  список артикуляционных упражнений, комплект мультимедиа для показа презентации.

 

Значимость  развития  артикуляционной моторики.

Звуки  речи  образуются  в  результате  сложного  комплекса  движений  артикуляционных органов (губы, язык, зубы, небо, маленький язычок, полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие).  Мы  правильно  произносим  различные  звуки,  как  изолированно,  так  и  в  речевом потоке,  благодаря  силе,  хорошей  подвижности  и  дифференцированной  работе  органов артикуляционного  аппарата.  Таким  образом,  произношение  звуков  речи  -  это  сложный двигательный навык.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для  тренировки  подвижности  органов  артикуляционного  аппарата,  отработки  определенных положений  губ,  языка,  мягкого  неба,  необходимых  для  правильного  произнесения,  как  всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки  закреплялись. Лучше  выполнять  упражнения  2  раза  в  день  утром  и  вечером,  по  3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.  Артикуляционную  гимнастику  выполняют  сидя,  так  как  в  таком  положении  у  ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.  Ребенок  должен  хорошо  видеть  лицо  взрослого,  а  также  свое  лицо,  чтобы  самостоятельно контролировать правильность выполнения  упражнений. Поэтому  ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной  гимнастики могут находиться перед настенным  зеркалом,  также ребенок  может  воспользоваться  небольшим  ручным  зеркалом  (примерно  9x12  см),  но  тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

1.  Прежде чем  приступить  к  выполнению  артикуляционных упражнений,  вы должны выяснить,  как  ваш  ребёнок  ориентируется  в  пространстве:  может  ли  он  показать,  что находится  справа,  слева,  впереди,  сзади,  наверху,  внизу;  различает  ли  он  правую  и левую  руки.  Без  этого  выполнение  артикуляционной  гимнастики  невозможно  или крайне затруднительно для ребёнка.

2.  Расскажите о предстоящем упражнении,  используя игровые приемы.

3.  Покажите правильное выполнение упражнения.

4.  Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5.  Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

 

Знакомство родителей с органами артикуляции и традиционными упражнениями развития моторики речевого аппарата

 

Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

 

Игра «Сказочка-указочка»

(Крупенчук О.И., Воробьева Т.А.)

 

Не устала ты пока.

Покажи, моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык —

Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

 

 «Улыбка»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10 .

«Слоник»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 «Лопатка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт до  5-10.

 «Иголочка»

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь  его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

« Кружок»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

 «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

 «Маляр»

Напряженный широкий язык упирается в альвеолы, рот широко открыт, продвигать язык по небу вперед – назад 3 – 4 раза, челюсть неподвижна – держим рукой.

 «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

 «Грибок»

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Колокольчик»

Рот приоткрыт, губы в легкой улыбке, широкий язык на альвеолах,

произносим «дн – дн – дн».

 

Нетрадиционные упражнения для совершенствования

артикуляционной моторики.

(Автор данной методики Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

 

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям предлагаются  нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей и  можно использовать дома.

 

Упражнения с шариком.

 

Диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1.  Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Крутить шарик лакательными движениями языка.

5. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".

6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

7. Поймать шарик губами.

8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

 

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого  занятия  тщательно  промывать  теплой  водой  с  детским  мылом  и  просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

 

Упражнения с ложкой.

1. Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

4. Губы  растянуть  в  улыбку. Выпуклой  частью  чайной  ложки  совершать  круговые  движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

5.  Взять  по  чайной  ложечке  в  правую  и  левую  руку  и  совершать  легкие  похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

7.  Похлопывание  чайными  ложками  по  щекам  обеими  руками  одновременно  от  углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

 

Упражнения для языка с водой

«Не расплескай воду».

 

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

 

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10 — 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»).

 

Упражнения с чупа-чупсом, слизывание варенья или сгущенки с блюдца.

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

1. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

2. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.

3. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

4. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

5. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

6. По блюдечку размазывается немного варенья или сгущенки, ребенок должен вылизать блюдечко язычком (хорошее упражнение для растягивания подъязычной уздечки).

 

В  ходе  выполнения  артикуляционных  гимнастик  видно,  как  сначала  при выполнении  детьми  упражнений  наблюдается  напряженность  движений  органов артикуляционного  аппарата.  Постепенно  напряжение  исчезают,  движения  становятся  непринужденными и координированными.

Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Это  может  привести  к  отказу  выполнять  движение.  Лучше  покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой  язычок  обязательно научиться подниматься  кверху»).

В процессе  выполнения  гимнастики важно помнить  о  создании положительного  эмоционального настроя  у  ребенка.  Для  этого  нужно проявить  фантазию и превратить артикуляционную гимнастику в увлекательную игру.

Можно  использовать  специальную  тематическую  литературу,  которая  будет  отличным  подспорьем  в работе и сделает занятия интереснее, веселее.

Это:

1. Костыгина В. Н. «Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет». Издательство: Карапуз, год издания: 2003.

2.  Костыгина В. Н.«Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)». Издательство: Карапуз, год издания: 2007.

3. Новиковская О. «Веселая зарядка для язычка. Игры для развития

речи (4-7лет)».

4. Куликовская Т.А. «Артикуляционная азбука от А до Я».

5.  Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх «Хлоп-топ» и «Хлоп-топ-2». Авторы Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В., издательство Гном.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2006 – 64с.

2. Буденная Т. В., Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.:  «Детство-Пресс», 2008. – 64с. +вкл. 8с .

3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. СПб.;Литера, 2012. – 64с.:ил. – (Серия «Уроки логопеда».)

4. Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. СПБ: Корона-Принт, 2007. – 80с. – ил.

5. Коноваленко В.В.,  Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2003. – ил.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М.: Гном и Д, 2008. – 16с. 7. Костыгина В.Н. Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. -  М.: Карапуз, 2005.- 16с.: ил.

8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. М.: ГНОМ и Д, 2007. – 64с. – ил.

9. Логопедия/  Под.ред. Л.С. Волковой. – М.:1989

10. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: Детство-пресс, 2009. – 30с. – ил.

11.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1980. – 240с. – ил.

12. Интернет-ресурсы.