ЛогоЛена.Ру - личный сайт логопеда Левиной Елены

«Правильная, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие».

Материалы

Мастер-класс для родителей

«Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами»

скачать презентацию можно по данной ссылке


Цель:  Познакомить родителей с основными упражнениями традиционной артикуляционной гимнастики и нетрадиционными упражнениями для совершенствования артикуляционной моторики  ребенка в домашних условиях.

 

Задачи:

  -  активизировать  знания  родителей  о  значимости  развития  моторики артикуляционного аппарата;

  -  сформировать  представление  о  правильном  выполнении  артикуляционных упражнений;

   - обучать  игровым  приемам  развития  подвижности  и  координации  органов артикуляции при помощи традиционных упражнений  и  нетрадиционных;

   - познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

  -  расширять  уровень  включенности  родителей  в  работу с детьми.

 

Оборудование: индивидуальные зеркала, бумажные салфетки, бусина 2-3 см, пробка  от бутылки, стерильный бинт 25-30 см,  чайная ложка,  вода, конфета «Чупа-чупс»,  список артикуляционных упражнений, комплект мультимедиа для показа презентации.

 

Значимость  развития  артикуляционной моторики.

Звуки  речи  образуются  в  результате  сложного  комплекса  движений  артикуляционных органов (губы, язык, зубы, небо, маленький язычок, полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие).  Мы  правильно  произносим  различные  звуки,  как  изолированно,  так  и  в  речевом потоке,  благодаря  силе,  хорошей  подвижности  и  дифференцированной  работе  органов артикуляционного  аппарата.  Таким  образом,  произношение  звуков  речи  -  это  сложный двигательный навык.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для  тренировки  подвижности  органов  артикуляционного  аппарата,  отработки  определенных положений  губ,  языка,  мягкого  неба,  необходимых  для  правильного  произнесения,  как  всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки  закреплялись. Лучше  выполнять  упражнения  2  раза  в  день  утром  и  вечером,  по  3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.  Артикуляционную  гимнастику  выполняют  сидя,  так  как  в  таком  положении  у  ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.  Ребенок  должен  хорошо  видеть  лицо  взрослого,  а  также  свое  лицо,  чтобы  самостоятельно контролировать правильность выполнения  упражнений. Поэтому  ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной  гимнастики могут находиться перед настенным  зеркалом,  также ребенок  может  воспользоваться  небольшим  ручным  зеркалом  (примерно  9x12  см),  но  тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

1.  Прежде чем  приступить  к  выполнению  артикуляционных упражнений,  вы должны выяснить,  как  ваш  ребёнок  ориентируется  в  пространстве:  может  ли  он  показать,  что находится  справа,  слева,  впереди,  сзади,  наверху,  внизу;  различает  ли  он  правую  и левую  руки.  Без  этого  выполнение  артикуляционной  гимнастики  невозможно  или крайне затруднительно для ребёнка.

2.  Расскажите о предстоящем упражнении,  используя игровые приемы.

3.  Покажите правильное выполнение упражнения.

4.  Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5.  Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

 

Знакомство родителей с органами артикуляции и традиционными упражнениями развития моторики речевого аппарата

 

Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

 

Игра «Сказочка-указочка»

(Крупенчук О.И., Воробьева Т.А.)

 

Не устала ты пока.

Покажи, моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык —

Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

 

 «Улыбка»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10 .

«Слоник»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 «Лопатка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт до  5-10.

 «Иголочка»

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь  его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

« Кружок»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

 «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

 «Маляр»

Напряженный широкий язык упирается в альвеолы, рот широко открыт, продвигать язык по небу вперед – назад 3 – 4 раза, челюсть неподвижна – держим рукой.

 «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

 «Грибок»

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Колокольчик»

Рот приоткрыт, губы в легкой улыбке, широкий язык на альвеолах,

произносим «дн – дн – дн».

 

Нетрадиционные упражнения для совершенствования

артикуляционной моторики.

(Автор данной методики Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

 

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям предлагаются  нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей и  можно использовать дома.

 

Упражнения с шариком.

 

Диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1.  Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Крутить шарик лакательными движениями языка.

5. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".

6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

7. Поймать шарик губами.

8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

 

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого  занятия  тщательно  промывать  теплой  водой  с  детским  мылом  и  просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

 

Упражнения с ложкой.

1. Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

4. Губы  растянуть  в  улыбку. Выпуклой  частью  чайной  ложки  совершать  круговые  движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

5.  Взять  по  чайной  ложечке  в  правую  и  левую  руку  и  совершать  легкие  похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

7.  Похлопывание  чайными  ложками  по  щекам  обеими  руками  одновременно  от  углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

 

Упражнения для языка с водой

«Не расплескай воду».

 

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

 

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10 — 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»).

 

Упражнения с чупа-чупсом, слизывание варенья или сгущенки с блюдца.

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

1. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

2. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.

3. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

4. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

5. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

6. По блюдечку размазывается немного варенья или сгущенки, ребенок должен вылизать блюдечко язычком (хорошее упражнение для растягивания подъязычной уздечки).

 

В  ходе  выполнения  артикуляционных  гимнастик  видно,  как  сначала  при выполнении  детьми  упражнений  наблюдается  напряженность  движений  органов артикуляционного  аппарата.  Постепенно  напряжение  исчезают,  движения  становятся  непринужденными и координированными.

Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Это  может  привести  к  отказу  выполнять  движение.  Лучше  покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой  язычок  обязательно научиться подниматься  кверху»).

В процессе  выполнения  гимнастики важно помнить  о  создании положительного  эмоционального настроя  у  ребенка.  Для  этого  нужно проявить  фантазию и превратить артикуляционную гимнастику в увлекательную игру.

Можно  использовать  специальную  тематическую  литературу,  которая  будет  отличным  подспорьем  в работе и сделает занятия интереснее, веселее.

Это:

1. Костыгина В. Н. «Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет». Издательство: Карапуз, год издания: 2003.

2.  Костыгина В. Н.«Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)». Издательство: Карапуз, год издания: 2007.

3. Новиковская О. «Веселая зарядка для язычка. Игры для развития

речи (4-7лет)».

4. Куликовская Т.А. «Артикуляционная азбука от А до Я».

5.  Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх «Хлоп-топ» и «Хлоп-топ-2». Авторы Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В., издательство Гном.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2006 – 64с.

2. Буденная Т. В., Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.:  «Детство-Пресс», 2008. – 64с. +вкл. 8с .

3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. СПб.;Литера, 2012. – 64с.:ил. – (Серия «Уроки логопеда».)

4. Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. СПБ: Корона-Принт, 2007. – 80с. – ил.

5. Коноваленко В.В.,  Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2003. – ил.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М.: Гном и Д, 2008. – 16с. 7. Костыгина В.Н. Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. -  М.: Карапуз, 2005.- 16с.: ил.

8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. М.: ГНОМ и Д, 2007. – 64с. – ил.

9. Логопедия/  Под.ред. Л.С. Волковой. – М.:1989

10. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: Детство-пресс, 2009. – 30с. – ил.

11.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1980. – 240с. – ил.

12. Интернет-ресурсы.