ЛогоЛена.Ру - личный сайт логопеда Левиной Елены

«Правильная, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие».

Материалы

Основные методики работы с речевыми нарушениями.

          Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия.

          Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

          В своих занятиях использую  разнообразные методики преодоления речевых нарушений. 

Методика М.Ф.Фомичёвой  «Воспитание у детей правильного произношения». Методика коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения. Методика направлена на развитие всех компонентов системы звукопроизношения и обеспечения успешного формирования речевого дыхания, слухового внимания, развития силы голоса, развития высоты голоса и т.п. Методика содержит игровые упражнения на воспитание навыков правильного произношения всех звуков речи, в том числе и поздно формирующихся, сложных звуков. Система работы по различению свистящих и шипящих звуков, соноров, аффрикат и т.д. Методика учитывает психологию ребёнка и помогает специалисту  через образное восприятие и мышление сформировать у ребёнка правильные артикуляционные уклады и автоматизировать поставленные звуки.

Методика Т. А. Ткаченко «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет»

Методика предусматривает развитие грамматического строя речи и развитие фразовой речи от простого к сложному. Упражнения в увлекательной игровой форме побуждают детей расширить свой словарный запас, навыки словообразования, развитие употребления глаголов с различными приставками, образование прилагательных от существительных, применения синонимов, антонимов, образование сложно сочинённых и сложно подчинённых предложений. Образование и использование предложнопадежных конструкций. Методика нацелена на повышение навыков планирования речевого высказывания и совершенствования  уровня развития связной речи.

Методика Т.Н.Новиковой-Иванцовой.

 Эта методика формирования языковой системы (МФЯС)  для неговорящих детей. Используется в работе с различными видами речевой задержки, такими как: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна. Основной стержень МФЯС - опора  на онтогенетический принцип развития речи и отработка-формирование языковых кодов. Началом начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания и разворачивания мысли. Это работа над ритмом, темпом и интонацией, а проще говоря, это работа с лепетом. Неговорящий ребёнок должен сначала пройти этапы гуления и лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своим этапами (воспроизвести речевой онтогенез).

Методика «Подготовка к школе  детей с недостатками речи» Г.А. Каше. Коррекционная методика, основанная на аналитико-синтетическом принципе обучения грамоте для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Методика предусматривает развитие артикуляционных навыков , фонематического восприятия и анализа собственных кинестетических ощущений, и на основании этого, формирование анализа и синтеза звукового состава речи. Методика нацелена на упрочение у детей способности к различению твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, оппозиционных гласных. В методике предусмотрен принцип одновременного уточнения правильного произношения трудных звуков  и обучение чтению. Одновременно, методика предусматривает упражнения, направленные на уточнение и расширение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи и связного высказывания. В методике используются игровые приёмы и упражнения.

На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи должно активно сочетаться с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, кинезиотерапия.